Починить трубу

Дымоход – это гениальное изобретение человечества и неотъемлемая часть жизнеобеспечения большинства помещений. Первая дымовая труба появилась на рубеже 10-11 столетий, после чего ее конструкция постоянно совершенствовалась. Сначала она была однослойной, потом ее стали монтировать из готовых элементов, начав подбирать материалы, наиболее удовлетворяющие тем или иным особенностям топки. Последние несколько сотен лет дымоходы создавались преимущественно из стали, кирпича и бетона, так как при использовании угля и дров данные конструкции могли служить годами. Проблемы возникли, когда появились низкотемпературные дизельные и газовые котлы.

Такое оборудование более продуктивно и экономично, но имеет свои особенности, определяющие для требований к дымоотводным трубам. КПД конденсационных котлов достигает 100%, но температура отходящих газов у них значительно ниже обычных топок, что способствует смещению «точки росы» ближе к источнику тепла. Также они не работают непрерывно, их включение и выключение происходит автоматически, согласно заданного цикла. В результате выделяемые продукты сгорания характеризуются низкой плотностью и температурой, но высокой влажностью.

Дымоотводный канал при этом не прогревается полностью до необходимых значений, что приводит к обильному образованию внутри него водяного пара. Пар соединяется с окислами недогоревших остатков примесей, содержащихся в топливе, создавая агрессивные кислоты (азотную и серную). Выпадающий из него конденсат не только разрушает внутренние стенки дымоотвода, но и портит внешнюю отделку трубы.

Проблемы эксплуатируемых конструкций

Ранее кирпичные, асбестовые и стальные дымоходы старых домов отлично взаимодействовали с различными источниками тепла на твердом топливе. Еще лучше вела себя керамика. Конечно, все трубы со временем разрушались, но происходило это не быстро и больше от внешних факторов, ошибок при монтаже либо игнорирования своевременного обслуживания. Причинами возникновения проблем становились колебания температуры, засорение дымоотводных каналов, возгорание в них сажи, а также использование при строительстве «не тех» материалов. Ведь большинство разновидностей красного кирпича не предназначено для кладки печных труб и далеко не все марки стали способны выдерживать высокие температуры.

В то же время, даже соблюдение существующих предписаний по жаростойкости, целостности и чистоте дымохода не может гарантированно застраховать его от разрушения. Любые материалы с течением времени подвергаются естественному старению, случаются и непредвиденные механические повреждения. Поэтому периодический ремонт конструкций становится неизбежным. Критически усугубляет ситуацию установка современного отопительного оборудования. Агрессивный конденсат от него легко впитывается в бетонные и глиняные поверхности, изъедает стальные элементы. От этого труба теряет герметичность, и ее дальнейшая эксплуатация представляет угрозу.

Существующие решения

Поскольку любой дымоход считается источником повышенной опасности, а угарный газ не имеет запаха, для ремонта конструкции нельзя дожидаться видимых разрушений. Устранять проблему следует сразу же, при первых признаках ее проявлениях. Для этого, в зависимости от разновидности повреждений, существует несколько способов исправить положение:

  • перекладка (замена) трубы или ее части;
  • обмуровка;
  • грунтование и оштукатуривание;
  • гильзование.

Если дымоход кирпичный, те места, где повреждения составляют больше 20%, перекладывают заново. В одностенных металлических конструкциях и «сэндвичах» меняют проблемные звенья. Когда нужно улучшить герметичность и другие характеристики канала либо провести косметический ремонт (заделать мелкие трещины), применяют обмуровку. Она проводится несколько раз футеровочными смесями с включениями из жаропрочных материалов. Оштукатуривание является альтернативой обмуровки, но выполняется на наружной поверхности с использованием грунтовки глубокого проникновения и гашеной извести. Также восстановить даже сильно поврежденную изнутри трубу либо укрепить ее стенки можно с помощью гильзования.

Технология основана на применении внутренней вставки (гильзы) и заполнении пространства между ей и стенками уже используемого дымоотвода негорючим теплоизолирующим материалом. Гильзой каменных конструкций чаще выбирается асбестовая, керамическая или стальная труба. Также все большую популярность приобретает эластичная полимерная кишка для дымохода из композитных материалов, получившая название ФуранФлекс. Основное достоинство этой технологии состоит в том, что гильзовать дымоотводные каналы в данном случае можно без их разборки. Изначально гибкий бесшовный полимер заводится в трубу любой конфигурации и надувается горячим паром.

Толщина стенки рукава составляет всего 2.5 мм, но после завершения полимеризации материал становится прочным и твердым как сталь. У него идеально гладкая внутренняя поверхность, а теплопроводность стремится к 0. Furanflex не страшна коррозия и агрессивные составы, он хорошо переносит высокие температуры (до 250-400 0С), влагоустойчив и паронепроницаем. Приобретать его на территории России лучше у официальных представителей производителя. Это застрахует от подделки, позволит пользоваться 30-летней гарантией и избавит от любых проблем с дымоходом на длительный период.